Трагедия и доблесть Цусимы


История взаимоотношений Японии и России насчитывает не одно столетие. Отношения между двумя странами не всегда были безоблачными. Однако Россия, несмотря на это, никогда не вынашивала планов захвата исконно японских территорий, стараясь с пониманием относиться к проблемам своего дальневосточного соседа.
В 1898 году Россия получила от Китая в аренду Ляодунский полуостров с портами Порт-Артур и Дальний. Порт-Артур стал главной базой Российского флота на Дальнем Востоке, и сюда из Кронштадта был перебазирован отряд боевых кораблей Балтийского флота. Понятно, что такое положение вещей не могло устроить Японию, считавшую этот район зоной своих национальных интересов. Дальнейшая эскалация напряженности привела к тяжелой и кровопролитной войне между двумя соседними странами.
В душе и памяти русского народа Русско-японская война (1904—1905) оставила очень глубокий след. По сей день не иссякает горячий интерес наших соотечественников к трагическим и героическим событиям тех далеких лет. Эта война во многом определила судьбу не только Японии, но и России. Но если победа Японии стала для страны стимулом в продвижении по пути прогресса и повысила ее международный авторитет, то поражение России в еще большей степени обострило те противоречия и трудности, с которыми столкнулась наша страна на рубеже двух столетий. Можно сказать, что это поражение стало детонатором тех событий, которые потрясли Россию в 1917 году и привели к падению Империи.
Так или иначе, но Русско-японская война глубоко запала в душу и историческую память русских людей. События той войны нашли свое отражение в многочисленных памятниках, в художественной и публицистической литературе, в поэтическом, песенном и театральном творчестве, в живописи, графике и скульптуре, в фотографии и кинематографии, в экспозициях музеев и выставок, в наградах и названиях кораблей отечественного флота.

***

Центральными событиями Русско-японской войны (1904—1905) стали оборона Порт-Артура и Цусимское сражение, поставившее жирную точку в стремлении России добиться господствующего положения в Тихоокеанском регионе.
Позволю себе кратко изложить предысторию и ход Цусимского сражения, а также последовавшие за ним события, чтобы читателю было понятно, как оно повлияло на исход Русско-японской войны и судьбу России в целом.
В апреле 1904 года российское правительство приняло решение отправить из Балтийского моря на Дальний Восток 2-ю Тихоокеанскую эскадру. Ей предстояло усилить находившуюся в Порт-Артуре 1-ю Тихоокеанскую эскадру, после чего приступить к завоеванию господства на море.
Корабли, зачисленные в состав эскадры, спешно достраивались либо так же спешно ремонтировались. Личный состав собирали с разных кораблей и судов, а среди офицеров было немало досрочно выпущенных из Морского корпуса вчерашних гардемаринов, не имевших необходимых практических навыков.
Подготовка эскадры проходила в Кронштадте, Ревеле и Либаве. Из-за недостатка времени корабли эскадры перед походом совместных плаваний не производили. В конце сентября 1904 года они перешли в Либаву, и в октябре эскадра под командованием контр-адмирала Зиновия Петровича Рожественского отправилась на Дальний Восток. В ее состав вошли разнотипные корабли, имевшие разные боевые возможности. Для ремонта кораблей, снабжения их топливом и продовольствием в эскадру пришлось включить большое количество транспортов, плавучую мастерскую «Камчатка», госпитальное судно «Орел» и буксирные суда, поскольку под давлением Англии некоторые страны отказались снабжать на переходе русские корабли всем необходимым и запретили им заходить в свои порты. Все это крайне усложнило условия и без того тяжелого перехода. Для обеспечения угольных погрузок в открытом океане пришлось прибегнуть к услугам германских судов-угольщиков.
В Танжере эскадра разделилась на два отряда. З. П. Рожественский, произведенный к тому времени в вице-адмиралы, направился с большими кораблями, которые не могли из-за значительной осадки воспользоваться Суэцким каналом, к южной оконечности Африки, а контр-адмирал Д. Г. Фелькерзам с оставшимися кораблями и судами — в Средиземное море, чтобы через Суэц пройти в Индийский океан. В конце декабря эскадра в полном составе собралась на рейде острова Носи-Бе. К этому времени обстановка кардинально изменилась. Порт-Артур пал, и эскадра Рожественского получила новую задачу — прорываться во Владивосток и уже оттуда, соединившись с Владивостокским отрядом крейсеров, действовать против японского флота. Мало кто из моряков верил в успех затеянного предприятия. Не потому что не было желания одолеть врага, а потому что многие понимали — на пути во Владивосток сражения с сильным японским флотом не избежать. В таком сражении ослабленная многомесячным переходом эскадра не имела шансов на победу. Однако приказ не обсуждают, его выполняютЙ
В феврале 1905 года с Балтики на Дальний Восток отправилась 3-я Тихоокеанская эскадра под командованием контр-адмирала Н. И. Небогатова, укомплектованная устаревшими кораблями. Она присоединилась к 2-й Тихоокеанской эскадре у берегов Индокитая, откуда под общим командованием Рожественского корабли отправились дальше на восток.
Утром 14 мая русские корабли вошли в Корейский пролив, где их ожидал изготовившийся к бою японский флот. Переход протяженностью в 18 тысяч миль, труднейший и беспримерный в истории паровых флотов, совершенный большой эскадрой разнотипных кораблей и транспортов, был успешно завершен благодаря исключительной стойкости русских моряков. Началось одно из самых крупных в истории морских сражений — ЦусимскоеЙ
В этом сражении японский флот по количеству броненосных кораблей, составлявших в ту пору основу боевой мощи флотов, не имел особого преимущества — 13 против 12. Однако по качеству вооружения, скорости хода и броневой защите имел подавляющее превосходство над русскими разнотипными и в большинстве своем устаревшими кораблями. По массе выбрасываемого металла артиллерия японских кораблей превосходила русскую почти в 3 раза, а по массе взрывчатого вещества — в 15 раз! Японские броненосцы развивали в бою скорость 16—19 узлов, а русские — лишь 12—13 узлов. Площадь небронированного борта японских кораблей составляла до 40%, русских — до 75%.
Обнаружив русскую эскадру, японские крейсера установили за ней непрерывное наблюдение, следуя параллельным курсом. Около 7 часов утра неприятельские корабли были обнаружены. Тактическая разведка оказалась недостаточно эффективной, поэтому появление японских крейсеров стало для адмирала Рожественского неожиданностью. Он начал перестраивать эскадру в боевой порядок. К 11 часам 15 минутам броненосные отряды перестроились в одну кильватерную колонну. Транспорты и прикрывавшие их крейсера шли позади строя эскадры справа.
В 12 часов 05 минут русская эскадра легла на курс 28О — во Владивосток. Воспользовавшись туманом, Рожественский попытался перестроить эскадру из кильватерной колонны в строй фронта, что дало бы возможность вступить всем кораблям в бой одновременно. Однако вскоре туман поредел, и приказ был отменен.
В 13 часов 15 минут русская эскадра, следуя в строю двух кильватерных колонн, встретились с главными силами японского флота, пытавшимися пересечь ее курс. Адмирал Того решил сосредоточенным артиллерийским огнем по флагманским русским кораблям дезорганизовать управление силами. Одновременно японские крейсера должны были атаковать русские транспорты и прикрывавшие их крейсеры.
Используя преимущество в скорости хода, японцы охватывали своими кораблями голову русской эскадры и сосредоточивали огонь почти всех своих броненосцев на головных кораблях. Около 14 часов 20 минут вышел из строя сильно поврежденный «Ослябя». Через некоторое время корабль затонул. Потеряв управление, вышел из ордера флагманский корабль Рожественского броненосец «Князь Суворов», продолжавший двигаться общим курсом самостоятельно. Вице-адмирал был тяжело ранен. С этого момента действиями русской эскадры практически никто не руководил. Продолжая вести бой, она лишь отбивалась от противника, стихийно стремясь к далекому Владивостоку.
Сигналов о передаче командования на броненосце поднято не было. Окончательно лишившись управления, эскадра продолжала двигаться за головным кораблем. Теперь им был эскадренный броненосец «Император Александр III». Около 15 часов броненосец получил серьезные повреждения от огня японских броненосных крейсеров и вышел из строя. Головным оказался эскадренный броненосец «Бородино», который и повел эскадру дальше.
В 15 часов из-за тумана бой прекратился и возобновился через час. В ходе боя головные корабли русской эскадры начали постепенно склоняться на юг, и через некоторое время встретили отряд своих транспортов и крейсеров, которые вели бой с японскими броненосными крейсерами. Обстреляв неприятельские корабли, эскадра по сигналу Небогатова повернула на север.
Эскадренный броненосец «Князь Суворов», продолжал двигаться общим курсом, отбиваясь от атак японских миноносцев. Около 17 часов 30 минут Рожественский и часть штаба эскадры перешли с флагманского броненосца на миноносец «Буйный». Около 18 часов командующий специальным сигналом передал управление Небогатову, однако, этот сигнал в сутолоке боя замечен не был. Только около 19 часов по приказу Небогатова на эскадренном броненосце «Император Николай I» был поднят сигнал «Следовать за мной». Тем временем противник продолжал вести интенсивный огонь по броненосцу «Бородино», который около 19 часов 10 минут перевернулся и затонул.
Броненосец «Князь Суворов» в течение полутора часов сражался с окружившими его неприятельскими крейсерами и миноносцами, ведя огонь из единственного уцелевшего 75-мм орудия. Получив серьезные повреждения, около 19 часов 30 минут броненосец затонул со всем экипажем. Так поочередно были выведены из строя лучшие русские эскадренные броненосцы.
Несмотря на мужество офицеров и нижних чинов, в дневном бою русская эскадра потеряла четыре броненосца, и ее судьба была практически предрешена. С наступлением темноты главные силы японского флота отошли, предоставив действовать миноносцам. От попадания торпед затонул эскадренный броненосец «Наварин». Серьезные повреждения получили эскадренный броненосец «Сисой Великий», броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» и крейсер «Владимир Мономах», которые были затоплены собственными экипажами. Русским кораблям во время ночных атак удалось потопить три японских миноносца.
Воспользовавшись темнотой, крейсеры «Аврора», «Жемчуг» и «Олег» смогли оторваться от преследования и ушли в Манилу, на Филиппинские острова, где были интернированы до конца войны. Транспорты «Свирь» и «Корея» ушли в Шанхай, а «Анадырь» добрался до Мадагаскара.
Утром 15 мая боевые столкновения продолжились, но на исход сражения они уже повлиять не могли. Миноносец «Бодрый», приняв экипаж с сильно поврежденного миноносца «Блестящий» и позже затопив его, ушел в Шанхай. Погиб в неравном бою с кораблями противника миноносец «Безупречный». Крейсер «Изумруд», развив ход до полного, сумел прорваться и направился во Владивосток. Однако 16 мая в заливе Святого Владимира в темноте сел на мель и был взорван своим экипажем. По приказу командира был затоплен после неравного боя крейсер «Светлана». Миноносец «Быстрый», преследуемый японскими кораблями, выбросился на корейский берег и был взорван. Его экипаж во главе с командиром ушел в горы.
Миноносец «Громкий», израсходовав в упорном бою с четырьмя неприятельскими миноносцами весь боезапас и потеряв более половины своего экипажа, был по приказу командира корабля затоплен командой. Получив повреждения в дневном бою, броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков» отстал от главных сил и самостоятельно пошел на север, уклоняясь от кораблей противника. 15 мая броненосец был обнаружен японскими кораблями. В ответ на предложение сдаться, корабль открыл огонь. Бой длился около часа, и только после того как был израсходован боезапас, броненосец был затоплен. Командир корабля капитан 1 ранга В. Н. Миклуха и вместе с ним еще два офицера отказались покинуть погибающий корабль.
Крейсер «Дмитрий Донской», получив в бою с шестью японскими крейсерами тяжелые повреждения, был затоплен своей командой, став последним кораблем, погибшим в сраженииЙ
В Цусимском сражении русский флот понес катастрофические потери: были потоплены 7 броненосцев, броненосный крейсер, 4 крейсера, вспомогательный крейсер, 5 миноносцев, 3 транспорта и госпитальное судно. Кроме того, японцы захватили 4 броненосца и миноносец. Во Владивосток прорвались лишь крейсер «Алмаз», миноносцы «Бравый» и «Грозный». 2-я Тихоокеанская эскадра перестала существоватьЙ
Несмотря на беспримерную стойкость и героизм русских офицеров и матросов, Цусимское сражение было проиграно. Причин этому — несколько, главными из которых стали техническое несовершенство большинства русских кораблей, недостаточная боевая подготовка личного состава и ошибки командования.
Цусимское сражение стало заключительным аккордом Русско-японской войны. Правительства обеих стран склонялись к необходимости скорейшего заключения мира.
Силы Японии, несмотря на одержанные победы, были практически на исходе, а международное положение страны ухудшилось. Ее успехами были обеспокоены США, при попустительстве и поддержке которых Япония развязала войну. Серьезное усиление этой страны не отвечало интересам ее заокеанских благодетелей. На данном этапе США желали скорейшего заключения мира между Японией и Россией. Такую же позицию занимала Англия, с некоторых пор начавшая воздерживаться от финансовой помощи Японии.
Россия находилась в несколько ином, нежели Япония положении. У нее было достаточно сил и средств, чтобы продолжать войну и даже в перспективе выиграть ее, несмотря на поражение при Цусиме. Военные ресурсы страны были громадными и не шли ни в какое сравнение с возможностями Японии. Решающим обстоятельством в стремлении к заключению скорейшего мира стала неблагоприятная внутриполитическая обстановка в стране, грозившая России социальными потрясениями. Необходимо было развязать себе руки на Дальнем Востоке, чтобы заняться наведением порядка в своей собственной стране. 24 мая 1905 года Особое совещание в Царском Селе высказалось за немедленное прекращение войны. На следующий день император Николай II сообщил послу США, что Россия готова начать с Японией переговоры о мире.
27 июля 1905 года в Портсмуте открылась мирная конференция. Русскую делегацию на переговорах возглавил председатель Совета министров Сергей Юльевич Витте, японскую — министр иностранных дел Комура. Переговоры завершились 23 августа подписанием мирного договора. Согласно достигнутым договоренностям, Россия уступила Японии аренду Порт-Артура, Дальнего и всех прилегающих территорий, железную дорогу от станции Чанчунь до Порт-Артура, а также принадлежащие этой дороге угольные копи и южную часть острова Сахалин, ранее принадлежавшую России. Россия признала за Японией право преобладающего влияния в Корее и предоставила японцам право рыбной ловли у русских берегов в Охотском, Японском и Беринговом морях. Обе стороны обязались вывести свои войска из Маньчжурии и не строить укреплений в своих владениях на Сахалине и на прилегающих островах.
По выражению С. Ю. Витте, война окончилась «благопристойным» миром. Действительно, Россия могла потерять гораздо больше, если бы Япония не была истощена войной. Американский историк Х. Бертон писал по этому поводу: «Если бы переговоры сорвались и военные действия возобновились, то для достижения скорой победы у Японии не было бы войск».
Эта война тяжелым бременем легла на плечи народов обеих стран. Она стоила огромных жертв. Россия потеряла около 270 тыс. человек, в том числе более 50 тыс. убитыми. Потери Японии также составили около 270 тыс. человек, из них более 80 тыс. человек были убиты.
Русско-японская война оказала большое влияние на дальнейшее развитие боевых сил и средств флота и на их боевое использование. Что касается русского флота, то его после окончания войны пришлось строить практически заново. Россия лишилась почти всех броненосцев и крейсеров, то есть ядра своей морской мощи. Восстановление и строительство флота на основе новых достижений науки и техники шло непросто, потребовало много сил и обошлось России очень дорого.

***

Количество исследований, посвященных Русско-японской войне вообще и боевым действиям флота в частности, очень значительно. Первые статьи и книги начали появляться еще в ходе войны. Они заложили основы отечественной историографии Русско-японской войны (1904—1905).
Всестороннее изучение войны и ее морской составляющей началось сразу после ее окончания. К числу первоочередных задач относилось создание официальной истории. Эту работу взяло под свой контроль Военное министерство, образовав Военно-историческую комиссию по описанию Русско-японской войны 1904—1905 гг. Итогом работы стало создание труда «Русско-японская война 1904—1905 гг.», изданного в 9 томах (16 книгах) с приложением 9 альбомов планов и карт.
Описанием военных действий на море занималась Историческая комиссия, созданная в 1908 году при Морском генеральном штабе. На разработку фундаментального труда ушло 10 лет, но полностью осуществить намеченную программу так и не удалось. В свет вышло 7 томов описания и 9 томов документов. Эти труды до настоящего времени являются наиболее полным исследованием событий 1904—1905 годов, за исключением действий Владивостокского отряда крейсеров.
Широкой известностью в России пользуются воспоминания участника Порт-Артурской и Цусимской кампании капитана 2 ранга В. И. Семенова «Бой при Цусиме» и «Расплата», написанные автором вскоре после окончания войны. Популярны книги В. П. Костенко «На ТОрлеУ в Цусиме», В. Е. Егорьева «Операции владивостокских крейсеров в Русско-японскую войну 1904—1905 гг.», также наших современников В. Ю. Грибовского «Российский флот Тихого океана 1898—1905. История создания и гибели», В. Ю. Грибовского и В. П. Познахирева «Вице-адмирал З. П. Рожественский», В. Я. Крестьянинова «Цусимское сражение» и многие другие. Самыми примечательными в отечественной историографии Русско-японской войны, помимо перечисленных, стали книги М. А. Петрова, Н. Б. Павловича, П. Д. Быкова, А. И. Сорокина, И. А. Козлова и В. А. Золоторева. Опубликован целый ряд книг отечественных авторов, где на примере одного корабля, участвовавшего в войне, исследуются различные аспекты истории и боевого пути отечественного Военно-Морского Флота. Вышли в свет биографии многих моряков — героев войны 1904—1905 годов. Эта работа была успешно продолжена в 1990—2000-х годах в различных морских исторических сборниках.
К 100-летию русско-японской войны в России было изданы десятки произведений, посвященных этому событию. Среди них заметное место занимает богато иллюстрированная хроника Русско-японской войны «Война на море (1904—1905)», подготовленная при участии сотрудников Центрального военно-морского музея.
К настоящему времени количество публикаций о Русско-японской войне возросло до такого количества, что лишь их перечисление заняло бы несколько страниц печатного текста. Одно из самых популярных и растиражированных произведений о действиях Российского флота в Русско-японскую войну — книга А. Новикова-Прибоя «Цусима». По мнению большого числа читателей, это сочинение не лишено недостатков. Его автор был сыном своей эпохи и потому показывал события, свидетелем которых он стал, несколько тенденциозно, ставя во главу угла героические действия нижних чинов и явно недооценивая самоотверженность и мужество адмиралов и офицеров 2-й Тихоокеанской эскадры. Однако, именно на этом произведении в нашей стране было воспитано не одно поколение молодых людей, связавших свою судьбу с Военно-Морским Флотом.
Особое место в историографии Русско-японской войны занимают работы бывших офицеров Российского флота, написанные авторами в эмиграции. Среди них обращает на себя внимание книга Г. Александровского «Цусимский бой», которая вышла в Нью-Йорке к 50-летию сражения. Эта книга — дань памяти российским морякам, отдавшим жизнь во исполнение своего долга. Автор проделал большую работу по изучению документов и литературы, посвященной действиям Российского флота в русско-японскую войну. Он сделал успешную попытку облечь в литературную форму события, связанные с Цусимским сражением, объективно описав героические действия не только нижних чинов, но адмиралов и офицеров 2-й Тихоокеанской эскадры. В книге также высказано мнение автора о причинах поражения русского флота в войне, которые не сводятся к технической отсталости и просчетам командования.
Исследуя этот непростой вопрос, необходимо помнить, каким было в начале XX века отношение к Русско-японской войне и отечественным вооруженным силам в российском обществе. Об этом очень доходчиво и правдиво поведал полковник Е. И. Мартынов в своей статье «В чем сила Японии и слабость России?», опубликованной в январе 1904 года: «В то время как западные университеты (например, германские) являются очагами национального духа — в это время в России, с кафедры, в литературе и прессе систематически проводятся взгляды, что национализм есть понятие отжившее, что патриотизм не достоин современного "интеллигента", который должен любить все человечество, что война есть остаток варварства, армия — главный тормоз прогресса и т. п. Из университетской среды, из литературных кругов, из кабинетов редакций эти идеи, разрушительные для всякого государственного строя (безразлично, самодержавного или республиканского), распространяются в широких кругах русского общества, причем каждый тупица, присоединившись к ним, тем самым приобретает как бы патент на звание "передового интеллигента". Логическим выводом из такого миросозерцания являются полное отрицание всяких военных доблестей и презрение к военной службе как к глупому и вредному занятию».
Провожаемые таким вот общественным настроем отправлялись моряки 2-й Тихоокеанской эскадры навстречу своей судьбе. Мало того, когда сотни героев полегли в Цусимском сражении, представители «передовой интеллигенции» слали из России восторженные поздравительные телеграммы японскому микадо. Результат налицо: армия и флот оплеваны — война проиграна
Так что причины Цусимской катастрофы не только в технической отсталости и слабом руководстве. Они значительно сложней и трагичней. Сегодня, когда в связи с известными событиями наша страна без всякой Цусимы лишилась флота, занимавшего еще недавно второе место в мире по численности кораблей и боевой мощи, полезно вернуться к событиям столетней давности. Книга, которую Вы держите в руках, позволяет это сделать. Она — долг памяти тем, кто положил жизнь свою за Отечество. Такие произведения помогают людям помнить о прошлом своей страны, а память — это то, что заставляет нас жить и помогает с оптимизмом и уверенностью смотреть в будущее

Чернявский Сергей Владимирович,
начальник научно-экспозиционного отдела Центрального военно-морского музея,
кандидат исторических наук, доцент

Каталог книг

Анонсы новых книг

“Словарь достопамятных людей русской земли”

Дмитрий Николаевич Бантыш­Каменский (1788—1850)— крупный русский историк и археограф. Его перу принадлежат многочисленные исторически…

“Московский сборник (1901)”

Константин Петрович Победоносцев (1827—1907) выдающийся государственный и общественный деятель России оставил после себя богатое литературн…

все книги